Ч
А М Е
Р
Е В О |
Чамерево - село
во Владимирской области. Расположено в |
Фольклор Судогодского края. — 2-е изд.
— М.: Государственный республиканский
центр русского фольклора, 2001. — 336 с. К
ЧИТАТЕЛЯМ Современный человек на пороге третьего
тысячелетия все чаще задумывается о судьбе традиционной культуры. Переживший
в XX в. разруху и лихолетье двух мировых, гражданских, локальных войн, не раз глядевший в глаза планетарным экологическим
катастрофам (Хиросима, Чернобыль и др.), человек постоянно ищет опору во
времени, в природе и в космосе, пытается ощутить себя частью истории, понять
свое прошлое, определиться с настоящим и вглядывается в будущее. Традиционные формы повседневной
народной культуры интересны и привлекательны для исследователей, насущно
необходимы для человека. Поэтому утверждения об устаревании традиционной
культуры, ее якобы несоответствии цивилизаци-онным
процессам, ее архаичности и грубости, нередко появляющиеся в печати, не более, чем отстраненный взгляд теоретика, пытающегося
эпатировать публику своими «сверхреволюционными
представлениями» об очередном этапе гибели культуры. Нередко доказательства в подобных
высказываниях выглядят правдоподобно, так как строятся на примерах ушедших из
активной повседневной жизни образцов фольклора: былин, исторических песен,
традиционных обрядов, старинной одежды и обуви, предметов прикладного
искусства и т.д. И это правда. Но
правда, касающаяся диалектики развития культуры, исчезновения ее отдельных
явлений, но не ее гибели. Культура продолжает жизнь в новых, видоизмененных
формах и образцах, орнаментах и украшениях, песнях и сказках. Она
эволюционирует вместе с развитием человека и цивилизации. Традиции не только
обновляются и видоизменяются: они уходят, забываются, их место занимают новые
традиции. Не будем выносить им оценку по упрощенной формуле «хорошо — плохо».
Новое время и люди формируют свои традиции, обряды, песни. Не всегда видима
их связь с предыдущими образцами, опытом, знаниями. Кто-то видит в этих
новообразованиях очередное отрицание традиционной культуры; кто-то — неблагодарность
и невежество потомков; кто-то — результат тотального наступления цивилизации.
Не будем строгими судьями — в каждом мнении есть зерно правды. Суть же в том,
что культура такова, каков образ жизни человека, каков сам человек: в его
духовности, в его философичности, образованности и цивилизованности заложены
параметры обрядности, песенности, сказочности,
традиционности. Традиционная культура — плоха она или
хороша, архаична или современна, груба или изысканна, малоэстетична
или рафинированна — отражает человека в его повседневных радостях и печалях,
в горе и любви. В этом убеждаешься, когда
соприкасаешься непосредственно с миром традиционной культуры, с людьми,
являющимися ее лучшими выразителями, хранителями и созидателями. Данная книга подготовлена по результатам
комплексных исследований фольклора Судогодского
края Владимирской области. На протяжении четырех лет
научные сотрудники Государственного республиканского центра русского
фольклора Министерства культуры РФ, преподаватели и студенты экспериментального
курса Владимирского отделения Московского государственного университета
культуры, работающего на базе областного колледжа культуры, сотрудники
Областного центра народного творчества и Отдела культуры и кино администрации
Судогодского района выезжали с экспедициями в Судогодские деревни и села. За период с 1994 по
1997 год участниками экспедиций было записано около 15 тыс. единиц текстов
фольклорных произведений, рассказов о календарных и семейных праздниках и
обрядах, историческом прошлом местности, зафиксировано много обрядовых и необрядовых песен, магико-заклинательных
действий, сказок, легенд, быличек, религиозных
стихов, похоронных причитаний, колыбельных песен, потешек
и пестушек, игр и других жанров фольклора;
собраны предметы народного быта как прошлого века,
так и изготовленных в настоящее время по старинным технологиям. Записаны и
произведения народной музыкальной культуры. В результате экспедиций частично или
полностью были обследованы десять из двенадцати сельских советов Судогодского района. Собиратели работали с коренным
населением разных возрастных групп, проживающим как в крупных населенных
пунктах, так и в малолюдных деревнях. Как в больших, так и в малых селениях
ощущается недостаток, а иногда и полное отсутствие молодежи, поэтому из
общего числа знатоков фольклора доля молодых людей чрезвычайно мала. В связи
с тем что экспедиции проводились преимущественно
летом, удалось записать большой пласт детского фольклора, в основном от
детей, приезжавших на каникулы к бабушкам и дедушкам. Основными же
исполнителями были люди старше пятидесяти пяти лет, которые являются
хранителями и носителями фольклорной традиции: знатоками обрядов и поверий,
певцами, сказочниками, прекрасными мастерами и музыкантами. Собирательская
работа осуществлялась по специальной программе Государственного центра
русского фольклора, которая предусматривала комплексное обследование народной
традиции музыковедами, филологами, искусствоведами, этнографами, историками. В книге представлены
образцы устно-поэтического, музыкального и декоративно-прикладного творчества
Судогодчины, отражено современное состояние
фольклора, в котором, как в каждом живом явлении, органично переплелись его
прошлые и современные напластования, частью разрушенные и унесенные временем
и ушедшими от нас людьми, частью активно продолжающими жить в быту, в
выступлениях фольклорных ансамблей, в жизни современных школьников, крестьян,
интеллигенции, старшего поколения Судогодчины. Стремление дать «живой» фольклор в
современном его состоянии определил и принцип построения сборника. Мы
отказались от жесткого распределения текстов по жанрам (как это практикуется
в большинстве случаев) и расположили их по функциональному признаку, в
зависимости от их связи с тем или иным событием или действием в жизни
человека. Поэтому, например, в разделе, посвященном первому выгону скота и
Егорьеву дню, помещены сельскохозяйственные заговоры на лечение и защиту
скотины. Былички, посвященные являющемуся покойнику, попали в раздел похоронных
обрядов, а былички о наказании за работу в
праздники — в разделы, посвященные этим праздникам. Подобный порядок
размещения текстов определяется нашим стремлением представить «живые» функциональные
комплексы, в рамках которых существует фольклор в действительности. Мы
руководствовались тем, что исполнители, повествуя о том или ином явлении
фольклорной традиции, для подтверждения своей правоты используют разножанровые тексты. Рассказывая об оберегах невесты,
приводят заговоры на ее защиту от колдунов и былички
о сглазе; запрет плакать по покойнику мотивируется суеверными рассказами об
огненном змее, летающем к безутешной вдове. Кончив говорить о празднике
Покрова, исполнитель нередко сразу переходит к вечеркам и лишь
затем возвращается к другим праздникам. Надо отметить и другую причину отказа
от жанровой классификации: зачастую традиционно относимые к необрядовым лирическим песням тексты функционируют как
свадебные величания, частушки — как корильные песни, песни литературного
склада — как похоронные причитания, магические заклички
— как детские песенки, духовные стихи — как заговорные молитвы и т.д. Таким образом, для самих исполнителей
фольклор, его образцы представляются единым, тесно связанным во всех своих
компонентах комплексом. В этих условиях при размещении текстов в соответствии
с формальной жанровой классификацией неизбежно оказалась бы нарушена картина
реального функционирования фольклора в среде его носителей. Изложенное
еще раз подтверждает мысль не только о стадиальности в развитии тех или иных
фольклорных жанров, но и их синкретическом и синтетическом бытовании. В
традиционной культуре ее разные слои, виды, жанры тесно увязаны и
переплетены, и любая «чистая» их классификация сопряжена с необходимостью
жесткой формализации. В результате теряется ощущение жизненности самой культуры и возможность использования ее образцов резко
сужается. Авторы сборника поставили в качестве
важнейшей цели не только зафиксировать конкретно-исторический срез культуры Судогодского района, но и дать в руки педагогам,
работникам культуры, руководителям фольклорных коллективов, школ и студий
прикладного творчества «живой» материал по его возрождению в среде прежде всего молодежи. Если эту задачу в какой-то
мере удалось выполнить, то авторы и составители будут удовлетворены. Научный руководитель проекта А.С.Каргин |
Контактная информация |
ÓИлья Карташев 2005 - 2007г. E-mail chamerevo@yandex.ru Тел. 8-910-419-83-41. |
|