Ч    А    М    Е    Р    Е    В    О

Чамерево - село во Владимирской области. Расположено в 13 км от города Судогды, на высоком правом берегу реки Войнинги.

 

Фольклор Судогодского края. — 2-е изд. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2001. —   336 с.

 

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

 

       Современный человек на пороге третьего тысячелетия все чаще задумывается о судьбе традиционной культуры. Переживший в XX в. разруху и лихолетье двух мировых, гражданских, локальных войн, не раз глядевший в глаза планетарным экологическим катастрофам (Хиросима, Чернобыль и др.), человек постоянно ищет опору во времени, в природе и в космосе, пытается ощутить себя частью истории, понять свое прошлое, определиться с настоящим и вглядывается в будущее.

       Традиционные формы повседневной народной культуры интересны и привлекательны для исследователей, насущно необходимы для человека. Поэтому утверждения об устаревании традиционной культуры, ее якобы несоответствии цивилизаци-онным процессам, ее архаичности и грубости, нередко появляющиеся в печати, не более, чем отстраненный взгляд теоретика, пытающегося эпатировать публику своими «сверхреволюционными представлениями» об очередном этапе гибели культуры.

      Нередко доказательства в подобных высказываниях выглядят правдоподобно, так как строятся на примерах ушедших из активной повседневной жизни образцов фольклора: былин, исторических песен, традиционных обрядов, старинной одежды и обуви, предметов прикладного искусства и т.д.

      И это правда. Но правда, касающаяся диалектики развития культуры, исчезновения ее отдельных явлений, но не ее гибели. Культура продолжает жизнь в новых, видоизмененных формах и образцах, орнаментах и украшениях, песнях и сказках. Она эволюционирует вместе с развитием человека и цивилизации. Традиции не только обновляются и видоизменяются: они уходят, забываются, их место занимают новые традиции. Не будем выносить им оценку по упрощенной формуле «хорошо — плохо». Новое время и люди формируют свои традиции, обряды, песни. Не всегда видима их связь с предыдущими образцами, опытом, знаниями. Кто-то видит в этих новообразованиях очередное отрицание традиционной культуры; кто-то — неблагодарность и невежество потомков; кто-то — результат тотального наступления цивилизации. Не будем строгими судьями — в каждом мнении есть зерно правды. Суть же в том, что культура такова, каков образ жизни человека, каков сам человек: в его духовности, в его философичности, образованности и цивилизованности заложены параметры обрядности, песенности, сказочности, традиционности.

       Традиционная культура — плоха она или хороша, архаична или современна, груба или изысканна, малоэстетична или рафинированна — отражает человека в его повседневных радостях и печалях, в горе и любви.

       В этом убеждаешься, когда соприкасаешься непосредственно с миром традиционной культуры, с людьми, являющимися ее лучшими выразителями, хранителями и созидателями.

       Данная книга подготовлена по результатам комплексных исследований фольклора Судогодского края Владимирской области. На протяжении четырех лет научные сотрудники Государственного республиканского центра русского фольклора Министерства культуры РФ, преподаватели и студенты экспериментального курса Владимирского отделения Московского государственного университета культуры, работающего на базе областного колледжа культуры, сотрудники Областного центра народного творчества и Отдела культуры и кино администрации Судогодского района выезжали с экспедициями в Судогодские деревни и села.

 

       За период с 1994 по 1997 год участниками экспедиций было записано около 15 тыс. единиц текстов фольклорных произведений, рассказов о календарных и семейных праздниках и обрядах, историческом прошлом местности, зафиксировано много обрядовых и необрядовых песен, магико-заклинательных действий, сказок, легенд, быличек, религиозных стихов, похоронных причитаний, колыбельных песен, потешек и пестушек, игр и других жанров фольклора; собраны предметы народного быта как прошлого века, так и изготовленных в настоящее время по старинным технологиям. Записаны и произведения народной музыкальной культуры.

       В результате экспедиций частично или полностью были обследованы десять из двенадцати сельских советов Судогодского района. Собиратели работали с коренным населением разных возрастных групп, проживающим как в крупных населенных пунктах, так и в малолюдных деревнях.

       Как в больших, так и в малых селениях ощущается недостаток, а иногда и полное отсутствие молодежи, поэтому из общего числа знатоков фольклора доля молодых людей чрезвычайно мала. В связи с тем что экспедиции проводились преимущественно летом, удалось записать большой пласт детского фольклора, в основном от детей, приезжавших на каникулы к бабушкам и дедушкам. Основными же исполнителями были люди старше пятидесяти пяти лет, которые являются хранителями и носителями фольклорной традиции: знатоками обрядов и поверий, певцами, сказочниками, прекрасными мастерами и музыкантами.    Собирательская работа осуществлялась по специальной программе Государственного центра русского фольклора, которая предусматривала комплексное обследование народной традиции музыковедами, филологами, искусствоведами, этнографами, историками.

       В книге представлены образцы устно-поэтического, музыкального и декоративно-прикладного творчества Судогодчины, отражено современное состояние фольклора, в котором, как в каждом живом явлении, органично переплелись его прошлые и современные напластования, частью разрушенные и унесенные временем и ушедшими от нас людьми, частью активно продолжающими жить в быту, в выступлениях фольклорных ансамблей, в жизни современных школьников, крестьян, интеллигенции, старшего поколения Судогодчины.

       Стремление дать «живой» фольклор в современном его состоянии определил и принцип построения сборника. Мы отказались от жесткого распределения текстов по жанрам (как это практикуется в большинстве случаев) и расположили их по функциональному признаку, в зависимости от их связи с тем или иным событием или действием в жизни человека. Поэтому, например, в разделе, посвященном первому выгону скота и Егорьеву дню, помещены сельскохозяйственные заговоры на лечение и защиту скотины. Былички, посвященные являющемуся покойнику, попали в раздел похоронных обрядов, а былички о наказании за работу в праздники — в разделы, посвященные этим праздникам. Подобный порядок размещения текстов определяется нашим стремлением представить «живые» функциональные комплексы, в рамках которых существует фольклор в действительности. Мы руководствовались тем, что исполнители, повествуя о том или ином явлении фольклорной традиции, для подтверждения своей правоты используют разножанровые тексты. Рассказывая об оберегах невесты, приводят заговоры на ее защиту от колдунов и былички о сглазе; запрет плакать по покойнику мотивируется суеверными рассказами об огненном змее, летающем к безутешной вдове. Кончив говорить о празднике Покрова, исполнитель нередко сразу переходит к вечеркам и лишь затем возвращается к другим праздникам. Надо отметить и другую причину отказа от жанровой классификации: зачастую традиционно относимые к необрядовым лирическим песням тексты функционируют как свадебные величания, частушки — как корильные песни, песни литературного склада — как похоронные причитания, магические заклички — как детские песенки, духовные стихи — как заговорные молитвы и т.д.

 

       Таким образом, для самих исполнителей фольклор, его образцы представляются единым, тесно связанным во всех своих компонентах комплексом. В этих условиях при размещении текстов в соответствии с формальной жанровой классификацией неизбежно оказалась бы нарушена картина реального функционирования фольклора в среде его носителей.

       Изложенное еще раз подтверждает мысль не только о стадиальности в развитии тех или иных фольклорных жанров, но и их синкретическом и синтетическом бытовании. В традиционной культуре ее разные слои, виды, жанры тесно увязаны и переплетены, и любая «чистая» их классификация сопряжена с необходимостью жесткой формализации. В результате теряется ощущение жизненности самой культуры и возможность использования ее образцов резко сужается.

       Авторы сборника поставили в качестве важнейшей цели не только зафиксировать конкретно-исторический срез культуры Судогодского района, но и дать в руки педагогам, работникам культуры, руководителям фольклорных коллективов, школ и студий прикладного творчества «живой» материал по его возрождению в среде прежде всего молодежи. Если эту задачу в какой-то мере удалось выполнить, то авторы и составители будут удовлетворены.

 

Научный руководитель проекта

А.С.Каргин

 

Контактная информация

ÓИлья Карташев 2005 - 2007г.  E-mail chamerevo@yandex.ru Тел. 8-910-419-83-41.

 

На главную страницу